СТАРЕЦ ПЕТР СЕРЕГИН — О МОЛИТВЕ


Молитву ГАСИТ осуждение — плод превозношения и преддверие гнева. Оно связывает сердце и препятствует молитве. Самодовольство и похвала самому себе — также ГАСЯТ молитву

Молитву ГАСЯТ — объедение, рассеянность в поведении, засорение сердца — разными недуховными удовольствиями, леность и нерадение — о самой молитве, небрежение во время молитвы и вообще — беспечность, бессмысленное поведение, осуждение.

Поверхностность и ТОРОПЛИВОСТЬ на молитве — очень ВРЕДНА и опасна. Небрежение — УДАЛЯЕТ Страх Божий, — Доброе чувство к Богу — без которых молитва НЕВОЗМОЖНА. Каждая фраза, каждое слово молитвенного обращения — должны произноситься с предельным вниманием, с приложением всех сил, всем сердцем, всем помышлением, всею душою. Иначе обращение будет неполным, а молитвенная жертва порочной, не имеющей плода спасения.

Иногда бывает так, что человек во время молитвенного правила — стоит и перебирает слова заученных молитв, а в это время в его ум врываются разные посторонние мысли о житейских делах и планах, воспоминания и заботы увлекают за собой сердце (чувство), и вместо молитвы он оказывается — за занятием не только пустым, но и греховным. Конечно, это не молитва, а лицемерное празднословие перед Богом. Это бывает — от малодушного, неискреннего обращения к Богу. Становясь на молитву, такой человек — не расстался со своими пристрастиями и житейской суетой и не хочет понять, — к какому Великому делу он приступает и к Кому — обращается со своими молитвами.

Это бывает тогда, когда перед молитвословием мы – НЕ ИМЕЛИ полной Решимости — ОТЛОЖИТЬ всякие житейское дела и заботы. Когда пристрастие к мирскому и тварному для нас — дороже Господа и Его Царства Небесного, в которое Он нас призывает, Когда мы ЛЕНИВЫ и к молитве приступаем — Неподготовленными, легкомысленно и небрежно.

Когда ум в молитве соединен с сердцем, бодрствует и следит за благоговением и чистотой сердца, лукавые духи — не могут легко сеять свои пагубные плевелы в сердце человека или увлекать ум в парящие греховные мечтания, ибо тогда ум… сам молится вместе с ним.

Рассеянность есть — ПРИЗНАК нашей ДУШЕВНОЙ ЛЕНИ и плод небрежения. Посторонние мысли приходят на молитве по разным причинам: или вспоминается то, что понравилось, что когда-то повлияло на сердце; или сердце привлекают мысли по его настроенности, или влечет сердце к греховным мечтаниям. Сердце собирает суету и беззакония и рождает — праздные или греховные мысли.

Для молитвы, да и, пожалуй, для добрых дел, ТРЕБУЕТСЯ большая душевная сосредоточенность и постоянство. Ты ЛИШИЛСЯ молитвы — через НЕРАДЕНИЕ и небрежение, от которого — ВПАЛ в грех, убивший — Молитвенное дерзновение пред Богом.

Вспомни, с какого момента прекратилась молитва, и какие были события, действия и переживания за это время. Уясни себе, что было особенно — ПРОТИВНО Богу в твоем поведении в этот период: движения гнева, пристрастия, злопамятство, обиды или движения каких-то других страстей. Найдя свои греховные ошибки, кайся в них и проси прощения (молись). Кайся и сожалей о лености, небрежении, нерадении, о нечистой совести и молись, как можешь. Если еще нет молитвы, снова истязуй (испытывай) себя, стараясь вспомнить забытое в своем поведении, и опять молись о вразумлении, о помощи. Если нет молитвы, кайся в грехах забытых и неведомых по неведению совершенных, и снова молись, как можешь. Докучай Богу — Проси молитву.

Иногда бывает трудно молиться потому, что со словами молитвенными и Священного Писания не согласуются — ни качество сердца, ни частные желания и стремления. Кроме того, и враг не дремлет, а, как злая хищная птица, всегда стремится… отнять (или не допустить до внимания) слышимые и читаемые священные слова, предлагая нам приятность суетных воспоминаний, мыслей и желаний.

Для молитвы непрестанной — требуются два условия: Благоговение и постоянство.

Любовь к ближнему выражается во всех делах во благо ближних и в делах милосердия и любви к ним, и в молитве за них. На тех же делах милосердия и на молитве — восстанавливается и самое сердечное чувство любви. Если мы желаем, чтобы чувство любви и блаженства было в нас беспрерывным и даже вечным, то и добрые дела наши по вере — также должны быть беспрерывными и молитва беспрестанной. Поэтому о непрерывной молитве мы читаем и часто беседуем.

В нашей УВЛЕЧЕННОСТИ — ПРОЯВЛЯЮТСЯ наши пристрастия и страсти. Увлекаясь чем-нибудь, мы уже — Служим иному богу, а Богу истинному сердцем — не предстоим. Все наши ежедневные дела МОГУТ быть и должны быть — ПОСВЯЩЕНЫ Богу, ибо и в них почти всегда проявляется — любовь к ближним по Заповеди.

Разговоры наши также отвлекают нас от памяти Божией и от молитвы по причине нашей рассеянности. Если же, разговаривая с ближним, мы будем видеть в нем не предмет приятного развлечения или неудовольствия, а образ Божий, то это сообщит нашей беседе необходимую трезвость и воздержание. Если собеседник бывает с нами единоверным и единомысленным, это послужит нам к укреплению веры, любви и молитвы. Если бы говорящий с нами оказался оскудевшим в вере, и тогда мы должны обращаться с ним, как с образом Божиим. В этом случае тайная молитва нам крайне необходима для укрепления в себе веры и для благотворного воздействия на собеседника. Сущность тайной непрестанной молитвы во время разговоров заключается — в вере и любви сердца, изливающихся в словах беседы.

Нет молитвы в душе потому, что в сердце — НЕТ желания молиться. А желания молиться, стремления к Богообщению — НЕТ потому, что сердце увлеклось чем-то тварным, недостойным, мирским.

Чем же? Исследуй сам. Вспомни, что сказал Господь: Кто любит отца или мать… сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня (Мф. 10, 37), то есть, — НЕДОСТОИН присутствия Божия. Чему же ты «Удостоил» себя? Присутствию вражию через суету или прилепление к чему-нибудь тварному? Проснись: без искренней молитвы — нет жизни.

Невидимая брань в том и состоит, что христианин — ПОДАВЛЯЕТ в душе и теле своем — греховные поползновения… молитвой и другими благодатными средствами: покаянием, причащением, воздержанием и прочими…

Различные грехи по-разному — ДЕЙСТВУЮТ на сердце человека. Грехи гордости, самомнения, недовольствия, гнева и им подобные — Подавляют и исключают из сердца молитву. А грехи сласти, пристрастий, тщеславия — отводят ум и сердце в греховные мечтания и — лишают душу молитвы…

В пути и за несложной работой, при свободном уме и при желании во всякое время — можно каждый свой вздох посвятить Господу с молитвой Иисусовой: «Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эта краткая молитва удобно сочетается с ритмом дыхания: первые два слова — вдох, последние три — выдох. Слова произносятся тайно — умом. Если хочешь пребывать в Непрестанной радости, то постоянно помни о Боге, не согрешай и непрестанно с умилением молись Богу.

Человек сильнейшим оружием имени Иисуса Христа – может ОЧИСТИТЬ сердце от своих — грехов и страстей. А если в сердце будет жертвенник — там будет и приемлющий дары.

Иоанн Лествичник так пишет: «Есть бес, который, как скоро мы на одр возляжем, к нам приходит и стрелы лукавых и нечистых помыслов на нас попускает, чтоб мы по лености молитвенно против него в то время не вооружились, в скверных тех помыслах заснули и потом имели скверные сновидения».

Есть еще из духов злых предварительным называемый, который восставших от сна тотчас встречает и первые мысли старается осквернить. Освящай Господу начатки дня твоего, ибо, кому прежде принесешь их, того они в этот день и будут.

СТАРЕЦ ПЕТР СЕРЕГИН -- О МОЛИТВЕ

Добавить комментарий