Важность поминовения умерших


Святая Православная Церковь, как благопопечитель­ная мать, заботится о своих чадах, при жизни испрашива­ет им у Бога здоровья, во всем благопоспешества и остав­ления грехов, и по смерти возносит о них частые моления к Богу, например, на полунощнице, утрени, вечерни и по­вечерии она просит о прощении грехов и упокоении их со святыми. Но особенно на Божественной Литургии святая Цер­ковь вопиет к Богу за умерших, твердо веруя, что Чест­ною Кровию Божественного Искупителя нашего Господа Иисуса Христа отмываются грехи всех поминавшихся за Литургией. Это поминовение преимущественно важно в течение первых сорока дней по кончине, потому что в со­роковой день изрекается определение Божие о душе, ре­шающее участь её до Страшного Суда. Потому-то и требуется служить и заказывать о скончавшихся «сорокоус­ты и подавать милостыню». Польза, важность и сила этого поминовения засвиде­тельствована многими примерами не только в житиях святых, но и в устных и письменных сообщениях от начала христианства и до нашего времени.

Однажды великий подвижник св. Макарий Египет­ский, идя в пустыне, увидел человеческий череп на доро­ге. «Когда я, — говорит он, — дотронулся до черепа паль­мового палкою, то он что-то Сказал Мне. Я спросил его: « Кто ты? – Череп отозвался:

— Я был начальником языческих жрецов.

— Ну и какого вам, язычникам, на Том Свете? – спросил Макарий.

Мы в огне, — отвечал череп, — пламя ОХВАТЫВАЕТ нас с ног до головы, и мы — не видим друг друга; но когда ты молишься о нас, тогда мы — начинаем видеть немного один другого, и это доставляет нам отраду.

В Прологе повествуется, что у блаженного Луки был родной брат, который и по вступлении в монашество мало заботился о душе своей. В состоянии та­кой беспечности постигла его смерть. Блаженный Лука, скорбя, что брат его не приготовился к смерти как должно, молил Бога открыть его участь.

Однажды видит старец душу брата во власти злых духов и тотчас после видения посылает осмотреть келью его. Посланные нашли там деньги и вещи, из че­го старец уразумел, что душа его брата страдает, меж­ду прочим, за нарушение обета нестяжания. Все най­денное старец раздал нищим за упокой души его. После, во время молитвы, старцу открылось в виде­нии судилище: Ангелы света спорят с духами злобы о душе усопшего брата. Старец слышит вопль злых ду­хов: «Душа наша, она творила дела наши!». Но Ангелы говорят им, что она избавляется от их власти милосты­нею, розданною за нее. На это духи злобы возразили: «Разве усопший раздал милостыню? Не этот ли ста­рец?» — и указали на блаженного Луку. Подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Поруганные духи, услышав ответ старца, рассеялись, и старец, успокоенный видением, перестал скорбеть об участи брата.

В житии преподобной игумений Афанасии мы нахо­дим следующее повествование. Игумения Афанасия пе­ред смертью своей завещала сестрам своего монастыря кормить нищих в намять ее до сорока дней. Между тем, сестры приглашали нищих лишь десять дней, а затем, по нерадению, не исполнили завещания своей бывшей на­чальницы. И что же? Игумения Афанасия явилась сест­рам, говоря: «Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу усопшего милостыни и питание ал­чущих умилостивляют Бога. Если грешны души усоп­ших, то через это они получают от Господа отпущение грехов; а если праведны, то благотворительность и милостыня за них служит ко спасению благотворителям.

Один из афонских подвижников открыл святогорцу, известному отцу Серафиму, следующее: «Причиной мо­его вступления в монашество было видение во сне За­гробной участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я вижу двух юношей, вошедших ко мне. Они взяли меня за руки и сказали: «Следуй за нами!» Я, не чувствуя бо­лезни, встал, оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спокойно на постели. Тогда я понял, что оставил земную жизнь и должен явиться в Загробный мир. В лице юношей я узнал Ангелов, с которыми и отпра­вился. Мне показаны были огненные, страшные места мучений; слышал я там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне за какой грех какое назначено огненное место, при­бавили: «Если и ты не бросишь своих привычек к гре­ховной жизни, то — вот и твоё место наказания!»

Затем один из Ангелов взял из пламени одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и с ног до головы окован. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы — и вместе с ними ис­чезла вся его чернота: он стал чист и светел, как ангел. Потом Ангелы облекли его в блестящие одеяние.

«Что значит это — изменение сего человека?» — Решил­ся я спросить Ангелов. «Это Грешная душа, — отвечали Ангелы, — была ОТЛУЧЕНА от Бога за свои ГРЕХИ и долж­на была Вечно гореть в этом пламени; между тем, родители этой души — ПОДАВАЛИ много милостыни, сами МОЛИЛИСЬ и делали час­тые поминовения за Литургиями, отправляли панихиды, и вот ради Родительских молитв и молитв святой Церк­ви, Бог умилостивился и грешной душе — даровано совер­шенное Прощение. Она ИЗБАВЛЕНА от Вечного мучения и те­перь предстанет пред лице своего Господа и будет радоваться со всеми его святыми». Когда видение кончилось, я пришел в себя и что же увидел? Вокруг меня стояли и плакали мои родные и приготовляли мое тело к погребению. Вот так я и стал монахом.

Важность поминовения умерших

Добавить комментарий