О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

Святитель Иоанн Тобольский: Божественный Промысл.

В мире нет ничего случайного.

Что есть Провидение? Это есть одно из коренных свойств Божиих — видеть всё действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем времени, как настоящее, и иметь всемогущую заботливость о сохранении творений и разумном управлении явлений, ими производимых. Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит так: "Провидение есть воля Божественная, которою всё содержится и всё разумно управляется".Представляющееся нам случайным в действительности происходит по воле Божией.

Если мы рассматриваем какие бы то ни было происшествия и явления, не вникая в их причины и последствия, то нам многое кажется случайным. Если же посмотрим на них с истинной точки зрения, т. е. по разуму Божию судить будем о явлениях, в мире бываемых, то увидим, что в мире НЕТ ничего случайного, что происходило бы без воли и без Провидения Божия. Разум Божий (Промысл, попечение Божие) безграничен и обнимает всё, подлежащее нашему разумению. Всемогущий Бог в одно мгновение проникает и видит все места: высоту неба и широту земли, глубину моря и недоведомое в преисподних местах.

Во всех делах Божественного правления дивно сияет Его Провидение и попечение, которое не только распоряжается по Своей власти всеми созданиями, но присуще им и пребывает в них. Мы, слепые, думаем, что многое в мире бывает по слепому случаю, тогда как всё без исключения происходит по предвечному совету Божию, по благоволению и Провидению Его.

Справедливо и мудро сказал Святой Августин: "Всё то, что, мы не понимая, мы считаем происходящим случайно, неразумно и без всякого Божия распоряжения, — всегда совершается по Божьему устроению и Божией воле". Объясним это примером: господин посылает двоих слуг в одно и то же место, но различными дорогами, не сказав об этом ни тому, ни другому. Встреча их в том месте есть случайная по отношению к слугам: они не думали встретиться друг с другом, — но не случайная по отношению к господину. Таким же образом нищий находит клад (закопанное сокровище, деньги) случайно, но для Бога, благоволившего, чтобы сокровище было там закопано, чтобы этот нищий нашёл его и обогатился, — это уже не случайность, но Божие отеческое Провидение, обогащающее бедняка. У Бога не бывает случайностей. Часто мы обманываемся, называя случайностию то, в чём открывается высочайшая Божия Премудрость и Провидение.

Библейские примеры.

Не случайно разбойники бросили со страху труп убитого ими человека в гроб Елисея, где брошенный, коснувшись костей Елисеевых, тотчас ожил. Не случайно Моисей был положен в осмоленную тростниковую корзину и пущен на воду, где нашла его дочь Фараона — и усыновила. Не случайно Ахав, царь израильский, был поражён стрелою, пролетевшею между швов панциря, а случилось это, действительно, по неведению пустившего стрелу воина (Паралип. XVIII, 33). Истинно, эта стрела направлена была рукою Божиею, как и та, которая поразила Иулиана Отступника; только для пустившего её было это случайностию. Не случайно ласточки влетали в дом Товита и добродетельного мужа лишили зрения, испустив на глаза помет (Товит. II, 10). Это последовало по распоряжению Божию с тем, чтобы показать образ его терпения в пример последующим родам, что видно из слов Ангела, спутника Товии. По случаю ничего не бывает. Не случайно было повеление Кесаря Августа сделать перепись народа во время Рождества Христова (Лук. II, 1 и проч.). Не случайно встретился Христос при источнике Сихарском с Самарянкою и беседовал с нею. Всё это было предусмотрено и записано в книгах Божественного Провидения ещё прежде всех веков.

"Случайное" избавление Давида из рук Саула.

Царь Саул постоянно преследовал Давида, ища лишить его здоровья и жизни; но поиски были тщетны: ибо покровительствовал Давиду Бог. Когда Давид скрывался в пустыне Маон, туда подоспел Саул со множеством своих воинов; они окружили Давида со всех сторон, отняв всякую надежду на избавление. Всем казалось, что Давид, подобно зверю, окружен отовсюду сетями и псами, и все думали, что он находится в отчаянном положении. Саул же, едва не победитель уже, (когда он окружил Давида с своим войском) казался всем львом, имевшим уже в зубах добычу. Но тщетно: Бог укрыл и защитил Давида, ибо внезапно прискакал к Саулу вестник с известием о нашествии Филистимлян, говоря: "Поспеши, беги спасать отечество; ибо иноплеменники уже вступили в землю твою; не медля отрази врагов, и выгони из земли твоей". Этот "случай", устроенный Богом, спас жизнь и свободу Давида: злохитростные же замыслы его врагов были разрушены чудным Божиим Провидением.

Непрестанное промышление Божие о каждом из нас.

Часто Бог, мудро промышляющий о нас, ведёт нас по бедственным, едва проходимым, жизненным дорогам, но Он хорошо знает, какою дорогою ведёт Он в небесные райские сады. Зачем же поднимать нам жалобные вопли против мудрейшего и весьма надежного Путеводителя в нашей жизни? Зачем говорить, если мы идём по пути, определенному нам Богом: "Куда Ты нас ведёшь? Кажется, мы давно уже совратились с правильного пути". — "Не печалься, мой друг! — Таинственно говорит нам Бог: верь только Мне. Я проведу тебя благополучно, ты ни мало не поскорбишь, когда окончишь путешествие". Так каждого из нас — СОПРОВОЖДАЕТ Божие Провидение на жизненном пути со дня рождения и до дня исхода в жизнь вечную, если только останемся верными водительству Божию, указанному нашим Спасителем во святом Его Евангелии.

Обстоятельства поставления в цари Саула.

Говоря о Провидении Божием, нельзя не вспомнить истории израильского царя Саула, который, быв послан своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашёл себе царство. Рассмотрим здесь Провидение Божие об этом муже. Бог сказал пророку Самуилу: "Завтра в это время (это было в полдень) Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его на царство народу Моему — Израилю". Прислал же Бог Саула к Самуилу таким образом: у отца Саулова забежали куда-то ослицы, и он послал своего сына искать их. Саул, взявши с собою одного из слуг, отправился разыскивать ослиц. Прошли они гору Ефремову и землю Шалишу, но ослиц не нашли; и прошли чрез землю Шаалим, и чрез землю Вениаминову, и не нашли. И когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге, своему спутнику: "Пойдем назад, чтобы отец, забыв об ослицах, не стал беспокоиться о нас и не был бы принужден искать нас самих". На это слуга сказал: "Здесь, в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; всё, что он ни скажет, сбывается; не расспросить ли нам у него об ослицах?" Этот совет слуги нашел Саул разумным и полезным. Вот, каким путём послал Бог Саула к Самуилу (1 Цар. IX, 1 — 7). Но прежде, чем они увидели один другого и начали вести разговор, Господь — открыл Самуилу, что пришедший к нему Саул и есть тот, которого должно миропомазать на царство для управления еврейским народом. Всё произошло по непостижимому распоряжению Божию, обыкновенным, по-видимому, порядком: Саул и ослиц нашёл, и вместе получил и царство, о котором никогда не думал.

О, какая непостижимая бездна Провидения Божия! Какая величайшая тайна! Как отличны судьбы Божии от мыслей человеческих: Саул нисколько не думал о венце и скипетре царском, но благоволением Божиим возведен на престол. Итак, не случайно забежали ослицы, не случайно послан был Саул для отыскания их, не случайно также долго не находил их, и не случайно дал слуга совет господину сходить к прозорливцу Самуилу: всё это произошло по Божию Провидению и тайному внушению исполнителям Его воли для того, чтобы поставить Саула царем израильским.

Недоумение о Сауле.

При этом сам собою рождается вопрос: для чего было угодно Богу помазать на царство Саула, о котором Бог предвидел, что он впоследствии впадет в нечестие и бедственно окончит жизнь свою?

Вместо прямого ответа я предложу свои вопросы: Зачем Бог создал в благодати Своей ангелов, о которых Ему было известно наперед, что они воспротивятся Богу, и будут на веки вечные отвержены Им за грех, и будут мучиться в геенне? Зачем поселил Бог Адама в райском жилище, когда знал Бог, что Адам недолго проживёт в раю и будет изгнан из него? Ради чего Христос причислил к Апостольскому лику Иуду Искариотскаго, о котором наперед знал, что он сделается Его предателем? Для чего предпослал Христос Своих Апостолов в Самарянское селение, зная наперёд, что они там не будут приняты? Какая причина таких перемен в Божиих определениях? Но таких дел найдешь тысячи.

Разъяснение блаж. Иеронима.

Блаж. Иероним так отвечает на подобные вопросы: "Хочешь узнать причину таких перемен? Вот она: Бог судит не будущие поступки, Бог судит – только настоящие, и никого не осуждает по Своему предведению, хотя и знает, что хороший человек в настоящее время впоследствии переменится в негодного и злого; при всём этом, по Своему милосердию, поставляет его в положение такое, какого он заслуживает в настоящее время, и таким образом даёт ему силу, на случай его падения, к обращению на истинный путь чрез покаяние. Не потому согрешил Адам, что Бог предвидел его согрешение, но потому и предвидел Бог это, что Адам по своей свободной воле имеет согрешить".

Рассуждение св. Амвросия.

Подобно сему рассуждает св. Амвросий. "Не потому Адам согрешил, что получил заповедь, или Иуда, что был избран в апостолы, ибо не возложил Бог на них необходимости: одному — преступить заповедь, а другому — сделаться предателем. Оба они, если-бы сохранили свято свои обязанности, могли бы удержать себя от греха. Те, о которых знает Бог, что станут вести жизнь добродетельную, вначале часто бывают злыми; а те, о которых Он знает, что будут грешить и сделаются злыми, сначала бывают добрыми. Стоишь ты теперь, берегись, чтобы не упасть. Святый апостол Петр упал: ты же будь осторожен; Иуда упал, чтобы предостеречь тебя от падения".

Не суди – да не судим будешь! Этими словами Бог нас по доброму предупреждает от тяжкого греха осуждения, ибо если не поймём, то тогда Бог может попустить — нам самим СОВЕРШИТЬ тяжкие грехи и еще неизвестно сможем ли мы потом раскаяться в этих грехах! Поэтому будем помнить об этом – каждый из нас может упасть и совершить множество тяжких грехов и даже погибнуть – потому не будем осуждать людей совершающих какие-либо грехи, не будем судить злых и дурных людей ибо и сами можем соделаться такими же, если Бог нас вдруг оставит своей милостию.

Помощь Божия и желание человека должны совпадать.

Никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческого желания (воли) не принесёт пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши всё на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, сможем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, чтобы мы не обленились, а также и нам не предоставил всё вершить, чтобы мы не загордились своими успехами и достижениями, чтобы не превозносились тщеславно. От всего, что может вредить нам, Бог отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждает нас и помогает нам.

Никто не укроется от Бога.

Опять привожу на память Саула: сколь дивное было во всём Провидение Божие о нём! Ибо тот, который в злобе старался многократно погубить Давида мечем Филистимлян, был сам окружен многочисленным их войском, был отвержен Богом и обратился к волшебнице в противность заповеди Божией. Она вызвала душу умершего уже пророка Самуила (в живом его образе), который возвестил Саулу скорую и неизбежную его погибель. Не имея мужества ни избежать, ни перенести это, Саул воткнул свой меч в землю рукояткою, упал на его острие и таким образом сам себя лишил жизни (см. подробности этих событий в 1-й кн. Царств, гл. XVIII-XXXI). Наказание и месть нарушителям закона Божия — неизбежны. Саул сам себя предал смерти, чтоб избегнуть вражеского посмеяния, бесчестия, поругания и укоризн; но не избежал и этого. Ибо Филистимляне отрубили голову от мертвого тела его, тело бросили зверям и птицам в снедь, а голову носили с поруганием и насмешками по всей Палестине! О, Боже! никто не укроется от Твоего Провидения и не избежит Твоих судеб. Как на верных весах всё измеряется равновесием и перевесом, так у Бога всё — правдою (Притч. XVI, 11).

Мудрые суды Божии.

Провидение Божие обнаруживается с величайшею мудростию: обыкновенно не каждое преступление наказывается тотчас же, но, с другой стороны, и не оставляется без наказания вовсе. Если-бы не подвергал Бог ни одного злодеяния наказанию, то многие подумали бы, что никакого Провидения нет. Если же бы за каждым преступлением неотложно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает Свое Провидение; когда же других не наказывает тотчас по преступлении, то грозит им наказанием после смерти в будущей жизни, если не покаются в здешней.

Бог всё обращает ко благу — даже наши грехи.

Все житейские бедствия обращает Бог к нашей пользе и ко благу нашему; попускает самые грехопадения для достижения и приведения к концу высочайших, непостижимых, таинственных дел Своего Богоправления. Ибо и совершать добрые дела и попускать злодеяние есть свойство, исключительно принадлежащее одному Божественному Провидению. Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если-бы Он не был столь силён и добр, чтобы из всякого злого дела производить — Доброе последствие. Скажи по совести: когда в мире появлялось лютейшее и большее зло, чем преступление Адамово и убиение Христа-Спасителя, нового Адама? — Однакож первородный грех низвёл Бога с неба на землю для воспринятия на Себя тела человеческого; смерть Христова отворила нам небо и возвратила всё потерянное нами в Адаме. Высочайший Бог есть вместе и мудрейший художник, превращающий всякое злое действие в причину к произведению наилучших последствий, подобно тому, как из грубой массы добывается золото. Любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. VIII, 28): согрешения Магдалины послужили для многих поводом к исправлению себя; падение Петрово — бесчисленному множеству людей примером истинного покаяния; неверие Фомы многих утвердило в истине воскресения Христова. Отсюда обнаруживается величайшая Божественная слава: "Жнеши, идеже не сеял еси". Бог не посеял грехов, однакоже от них собирает богатую жатву добродетелей. Воистину Бог мед из камене, и елей от тверда камене источает, когда из величайших злодеяний производит благодетельнейшие последствия.

Как следует думать о болезнях и несчастиях.

Таким же образом Провидение Божие бодрствует и о нас, и бодрствует неопустительно, так, что и малейшие наши телесные стеснения не оставляет незамеченными у Себя. Вследствие этого каждому из нас, при телесной невзгоде, следует рассуждать так: болезнь эта или другая невзгода, — произошла ли она от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или от чего-либо другого, — во всяком случае, приключилась не без Божия Провидения, которое определило её соответственно моим силам, так что её начало, её тяжесть (ослабление или усиление) зависит только от Бога. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления этой болезни.

Провидение Божие вразумляет врача и указывает ему на лекарственные средства, которые излечат болезнь или же противодействует всему, ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа (Сирах. XI, 14). Равным образом, должно во всех приключениях, бывающих с нами, рассуждать, что они предвидены и допущены Богом.

Враг ли или дурной человек нападает на тебя и злословит и проклинает тебя, — знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься? Так точно размышляй и о всех других бедствиях, которых происхождение, число, тяжесть, продолжение и окончание предусмотрены Богом. Потому Промыслу Божию покорись, говоря с Псалмопевцем: "Я нем — и не открываю уст моих" (Пс. XXXVII, 14). Да будет воля Твоя, Боже мой! По Твоему Провидению всё это устроилось. А поелику Ты это сотворил, то я был бы нечестивым беззаконником, если-бы вознегодовал против Тебя. Итак, святой воле Твоей, Боже мой, во всем повинуюсь и с благодарностию приемлю всё от Тебя ниспосылаемое и терпеливо претерплю.

Недоумение касательно благоденствия нечестивых и страданий праведных.

Августин говорит: "Волнуется море мирское, и Ты, Господи, видишь злых процветающими, добрых же — угнетаемыми: вот, искушение, вот, буря. Господи Боже! В этом ли состоит Твоя правда, чтобы злые благоденствовали, а добрые страдали? — И Бог отвечает тебе: это ли твоя вера? Это ли Я обещал тебе (т. е. цветущее состояние)? Или ты потому называешься христианином, чтобы наслаждаться мирскими успехами?" (см. Август. Толкование на 55-й псалом). Смиримся пред Богом, и успокоим наши сердца верою в Божие Провидение, когда мы видим нечестивых — господствующими, благочестивых — озлобляемыми и притесняемыми, благочестие — искореняемым, правду — разоряемой. Ничего этого не было бы, если-бы не Бог допустил это, и истинно не допустил бы Он, если-бы не имел на то достаточных причин, ради которых признал Он за лучшее допустить, чем воспретить. Скажешь: от этого допущения возникают многоразличные бедствия и величайшие смуты. Можно сожалеть об этом, но сожалеть рассудительно: ибо по весьма справедливым причинам так угодно было Богу, Который из величайшего зла может производить дивное добро, так легко, как легко вынуть меч из ножен.

В будущей жизни всё разъяснится.

Не удивляйся тому, что суды Божии — таинственны и непостижимы: во второе пришествие Христово, в страшный день судный вся жизнь каждого человека явится как в зеркале; выяснится и каждая причина, по которой Провидение Божие устроило то или другое происшествие, и для чего устроило, повсюду: во всех царствах, городах, семействах и с каждым человеком. Всё откроется. Откроется, как милостив был Господь к согрешающим, и каждый из них более или менее будет безответен; а также и то обнаружится, в какой степени был сообразен образ Божиего мироправления с Его славою и правдою, и насколько приличен и благодетелен для всех тварей.

Бог из зла творит добро.

Не забудем того, что Бог из каждого зла творит некоторое добро. Что печальнее было грехопадения Адама и Евы со всем родом человеческим? Однакож Бог так восстановил их, что теперешнее положение христианина выше Адамова райского положения. Христова крестная смерть — для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие; однакож она соделалась спасением всего мира, всем званным честию и славою и приобретением вечной блаженной жизни (1 Кор. I, 23).

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

Добавить комментарий