ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О БЕСАХ И БЕСНОВАНИЕ

ДУХИ – ЭТО ТОНКИЕ ТЕЛА.

Духи (Ангелы и демоны, или бесы) — это тонкие тела, в отличие от Бога, который есть Дух в ином смысле – он полностью нематериален и не зависит от времени и пространства, может находиться одновременно во всех точках пространства. Духи же тварные (ангелы и демоны) зависят от пространства – например, если он находится в одном месте, то в других местах его нет. Они в любой момент времени занимают определенное место в пространстве. Это касается как Ангелов, так и бесов. Они могут чрезвычайно быстро передвигаться, но одновременно быть в двух разных местах не могут.

Католики считают по-другому. Они считают, что духи абсолютно бестелесны, как и Бог. Но это ЕРЕСЬ и богохульство, т. к. творение приравнивается к Творцу, кроме того, так невозможно объяснить многое из того, что делают ангелы и бесы. Такая позиция у католиков окончательно сформировалась и была заявлена в XVIII веке, под влиянием философии Декарта, но и до этого они склонялись к таким воззрениям, каковые находятся в прямой связи с неправильным решением вопроса об исхождении Святого Духа.

Духи могут физически и химически взаимодействовать с предметами, веществами, телами, живыми существами – например, воспламенять, убивать, исцелять, переносить из одного места в другое, создавать шум, доставлять вещи, продукты, наполнять помещение светом, мраком, ароматом (или зловонием, если это бесы), управлять явлениями природы и т. д.

ПРИРОДА ДУХОВ.

По своей природе Ангелы, бесы и человеческие души одинаковы. Демоны – это падшие ангелы, во главе со своим начальником. Сначала его звали Люцифером (что в переводе "Утренняя звезда", "Денница"), потом стали звать диаволом, что значит "клеветник", "лжец", и сатаной, что значит "противник".

Человек первоначально имел такое же тонкое тело, как Ангелы, но после грехопадения был одет в "кожаные ризы", т. е. получил грубое, дебелое тело. Чувства его огрубели, он стал неспособен видеть окружающих его духов, разве что при "отверзении очей", когда Бог на время "отверзает" органы чувств, и человек может видеть бесов или (гораздо реже) посылаемых к нему ангелов в их истинном виде.

ФОРМА И ВИД ДУХОВ

Ангелы, демоны и человеческие души имеют такую же форму и такой же вид, как и человек. У них есть ноги, руки, голова, лицо, одежда и т. д. Душа человека тоже имеет форму человека ("внутренний человек"). Например, когда у человека ампутирована нога или рука, он продолжает чувствовать этот орган. Это не фантом, а реально ощущение души, т. к. тело лишилось ноги, а душа нет.

Ангелы имеют вид красивый и внушительный, демоны выглядят тоже как люди, но их черты искажены злобой и только поэтому они уродливы и безобразны, хотя часто бесы, когда являются людям принимают вид и образ обычных людей.

Католики считают, что человекообразный вид ангелов и демонов – это лишь видимость, иллюзия или временное принятие на себя тела, но эта точка зрения противоречит многим местам из Священного Писания, опыту святых подвижников, а также логике и здравому смыслу.

МЕСТА ОБИТАНИЯ ДУХОВ

Ангелы обитают на Небе, и там могут лицезреть Бога в том виде, в каком Господь являет Себя им (в Его истинном виде Бога не может видеть никто – ни люди, ни духи, Его природа иная, чем природа Его творений, Он существует в "Свете неприступном", т. е. Его невозможно не только увидеть или познать но даже и приблизиться к Его познанию).

Ангелы, в переводе значит "Вестник". Их Бог может посылать на землю с различными поручениями. Ангел может принести благую весть, еду, одежду, помочь святому человеку, например, освободить из темницы и т. д., а может и убить, истребить войско или население города. Он беспрекословно выполняет волю Пославшего его, но делает это добровольно в силу любви к Богу.

Падшие духи (или, по выражению апостола Павла, "духи злобы поднебесные") после того, как они восстали против Бога, были низвергнуты архангелом Михаилом и теперь занимают все воздушное пространство (то есть, фактически, космос), землю и ее недра (преисподнюю). Поэтому диавола называют также "князем мира сего", он управляет этим миром. После смерти и воскресения Христа власть диавола уменьшилась, но все равно весь видимый нам и окружающий нас мир остаётся его вотчиной. Весь воздух и всё космическое пространство (пространство между землей и Небом) наполнен бесами, просто человек в своём обычном состоянии их не видит. После крестной смерти и воскресения Иисуса Христа диавол был заключен на 1000 лет (это условная цифра, на самом деле получается уже больше), до Страшного Суда, в преисподней. Таким образом, сейчас он находится как бы под домашним арестом, и видеть его вне преисподней невозможно. Поэтому если кто-то говорит или пишет, что встречался с самим диаволом, не верьте. Этот человек либо придумывает, либо сам был обманут каким-то мелким бесом.

Из сказанного ясно, что у человека несоизмеримо больше шансов встретиться с демонами (за исключением самого диавола), чем с ангелами. Мы можем часто ощущать на себе воздействия бесов даже в повседневной жизни – в виде бесовских нападений (приступов гнева, злобы, раздражения, часто неожиданных и необъяснимых для нас самих), забвения (когда вдруг самое главное почему-то вылетело из головы), рассеянности, умственных помрачений (когда мы принимаем дикие решения и совершаем Глупые поступки, которым сами потом удивляемся), помыслов и прилогов, т. е. греховных, мерзких и вредных мыслей, подсказываемых нам бесами. Но по незнанию человек принимает их за свои собственные, ужасается, мучается, смущается. Либо же соблазняется такими мыслями и начинает следовать им. Между тем такие мысли надо отбрасывать как чужие, нам не принадлежащие, открещиваться от них и делать спокойно свое дело. Бесы могут и физически воздействовать (например, человек спотыкается на ровном месте, свеча гаснет, вещь исчезает или портится и т. д.).

ЯВЛЕНИЯ АНГЕЛОВ И БЕСОВ ЧЕЛОВЕКУ

Ангелы являются человеку чрезвычайно редко. Вероятность встречи обычного человека с ангелом практически равна нулю. Если человек мало грешил и у него есть шанс успешно пройти воздушные мытарства, то он (его душа) может в момент своей смерти видеть приходящих за ним ангелов и умирает в хорошем настроении.

Бесы являются человеку значительно чаще, но тоже весьма редко. В момент смерти, если человек много грешил и у нет ни малейших шансов пройти мытарства, то он, как правило, может видеть бесов, пришедших, чтобы выдернуть его душу прямо из тела и утащить в ад. Ангелы если и приходят, то стоят где-нибудь поодаль со скучающим видом, прекрасно понимая, что это не их клиент. Такой человек боится смерти, плачет, кричит, не хочет умирать.

Ангелы практически всегда являются в своем истинном облике.

Бесы также могут являться в своем истинном облике (чаще всего так и бывает, если их показывает человеку Бог, отверзая его очи), но могут (и очень любят и преимущественно так и делают) принимать ложные обличия и представать в виде животных: кошек, собак, волков и т. д. людей (например, умерших родственников, но могут и в виде живых гномов, домовых, эльфов, русалок, прочих фантастических существ, в том числе классических чертей с хвостами, рогами и копытами, языческих богов, маленьких принцев и т. п., а также в виде ангелов, святых, Богородицы, Иисуса Христа (как, например, в заключительной главе "Мастера и Маргариты").

Поэтому необходимо быть начеку и не поддаваться бесовским проискам. Если вам вдруг является какой-нибудь святой или ангел, то НАДО обязательно ПРОЧЕСТЬ Иисусову молитву или любую другую молитву, какую знаете (но только чтобы было однозначно ясно, к Кому она обращена, а то бес ещё может перетолковать в свою пользу), надо ПЕРЕКРЕСТИТЬСЯ и не забыть попросить, чтобы явившийся помолился вместе с вами. Если это бес, он отвернет лицо или исчезнет. Хорошо также его перекрестить или брызнуть на него святой водой. Если это настоящий ангел или святой, то он не только не обидится, но даже похвалит за такую бдительность.

Эти рекомендации не распространяются на святых подвижников, которые особо искушаются бесами, им бесы являются и во время молитв (и даже преимущественно во время молитв). Но они сами знают, что им делать с бесами, или не знают, но в любом случае это проблема другого уровня.

Явлению нечистых духов всегда сопутствует СИЛЬНЫЙ СТРАХ и ужас у человека, который видит их или подвергается — нападкам бесов. В случае явления Ангелов это Страх Божий, смешанный с Благоговением, раскаянием, любовью, сознанием своей ничтожности и греховности, в случае бесов – ужас, смешанный с отвращением, стеснение, смущение, тоска.

Восторженная экзальтация, до которой себя доводили западные подвижники (напр. Франциск Асизский, блаженный Генрих Сузо, Мейстер Экхарт, Игнатий Лойола, который, по его словам, мог в любое время по желанию вызывать у себя видения ангелов и Пресвятой Девы, и т. п.), — запрещена в Православной Церкви, такие опыты являются опасными и приводят к прелести: человек может считать себя святым и думать, что общается с Богом, а на самом деле — в лучшем случае тешится своими фантазиями и обманывает сам себя, а в худшем это бесовское наваждение. Явление ангелов или святых всегда неожиданно для человека, и не может быть вызываемо его собственными действиями (молитвами, призыванием), а происходит только — по воле Божией. Причины и цели этих явлений нам неизвестны, и гадать о них бессмысленно.

ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О БЕСАХ И БЕСНОВАНИЕ

Добавить комментарий