БОЖЕСТВЕННОЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ ЭТО ВСЁ


Старец Паисий. Часто я говорю некоторым: "Сделай так, как тебя Бог Просветит." Говоря "как тебя Бог Просветит," я хочу, чтобы человек — УВИДЕЛ вещи посредством Божественного Просвещения, а не человеческой логики рассуждения. Не следует думать, будто именно то, что тебе нравится, и есть Просвещение от Бога.

— Паисие, как приходит Божественное Просвещение?

— Если очистить провода от ржавчины, то есть, если человек признает свои грехи и нечестную жизнь и раскается в этом, то Бог может его простить и тогда такой Ветхий человек становится хорошим проводником. Тогда он проводит через себя Благодать Божию и приемлет Божественный благодатный Свет. В противном же случае происходят короткие замыкания и Благодать не действует. Вся основа в этом, человек должен обратить внимание на то, чтобы – НЕ ОСТАВИЛА его Благодать Божия, и тогда он будет иметь Божественное Просвещение. Потому что, если Божественного Просвещения нет, то человек будет совершать ошибки — неправильно думать, неверно поступать.

До того, как Благодать осенила учеников, как же намучился с ними Христос, ибо они были бренны! Перед Пятидесятницей ученикам была дана власть от Бога помогать миру. Однако они ещё не имели Божественного Просвещения – Божией мудрости, которое получили в Пятидесятницу от сошествия на них Духа Святага. В то время, когда Христос говорил им, что Он пойдет в Иерусалим, что Сын Человеческий будет распят, они думали, что, когда Он пойдет в Иерусалим, Его сделают царем. Они мыслили по-человечески. Потому их и занимало то, кто идёт справа и кто слева от Христа. Матерь сыновей Зеведеевых пошла просить у Него, чтобы во Царствии Своем Он посадил одного из её детей справа от Себя, а другого слева! Однако со дня Пятидесятницы, когда Христос послал им Утешителя Духа Святаго, Апостолы имели Божественную Благодать уже постоянно. Ранее они имели Божественное Просвещение только по временам, как если бы их аккумулятор заряжался и опять растрачивал свой заряд. Надо было опять подзаряжать его от розетки. Когда Он ниспослал им Утешителя, то "Розетка" стала им уже не нужна. Я не говорю того, что нам сейчас лучше, чем им. Но мы живём во времена Благодати и потому не имеем смягчающих вину обстоятельств. Мы крещены, у нас есть Утешитель, у нас есть всё.

После Распятия Христос — ДАЛ всем людям возможность ИМЕТЬ Божественное Просвещение. Христос принёс Себя в жертву и освободил нас. Мы крестились во имя Его. Он подключил нас к "розетке" уже постоянно. Сейчас причиной непроходимости тока Божественной Благодати становимся уже мы сами, потому что мы оставляем свои провода ржавыми – живём и грешим.

— Паисие, что необходимо для того, чтобы в человеке обитал Святой Дух?

— Необходимы подвижнический дух, смирение, великодушие, жертвенность. Если не будет Благодати Святого Духа, то тогда человек ни на что доброе не годен. Дух Святой есть Свет, Божественный Свет. В этом вся основа. Если человек не видит, то он может удариться о стекло, упасть с обрыва, провалиться в яму, и даже в пропасть. Он не видит, куда идет, ибо он лишен света. Однако если он хоть немного видит, то бережется. Если он видит больше, то избегает всех этих опасностей и безопасно идет своим путем. Для того, чтобы пришел Свет, надо — ХОТЕТЬ выйти из тьмы. Если люди будут видеть, они уже не будут падать, и Бог не будет огорчаться. Если какой-то земной отец огорчается, когда его дети падают в грязь, в колючки, с обрыва, то насколько больше огорчается Бог!

Все ЗЛО в мире происходит от того, что у людей — НЕТ Божественного Просвещения. Когда Божественного Просвещения — НЕТ, человек — находится во Мраке, его Разум помутнён и потому человек — СОВЕРШАЕТ ошибки, и его легко можно обмануть. Тогда один говорит: "Пойдем сюда," другой говорит: "Нет, я хорошо знаю, лучше сюда пойдем," третий: "Туда," четвертый: "Сюда." Каждый думает, что правильно идти туда, куда считает он. Иными словами, все хотят добра, но находятся в помутнении и не могут прийти ко взаимопониманию и согласию. Если бы не было помутнения разума, то они бы не ругались и не спорили с друг другом: ясно видели бы, какой путь лучше, и вместе шли бы к нему. Я хочу сказать, что все могут действовать с добрым расположением, но из-за помутнения разума создается много проблем и в обществе, и в Церкви.

В Церкви у большинства нет злых намерений, но ОТСУТСТВУЕТ Божественное Просвещение. Борются за доброе, а чем в конце концов заканчивают? Поэтому будем просить у Бога, чтобы Он дал нам хотя бы немного Божественного Просвещения, ибо иначе мы будем спотыкаться, как слепые. На Божественной Литургии, когда священник возглашает "Твоя от Твоих," я молю Бога — Просветить мир, чтобы он видел. Пусть просветит Он хоть немножко, чтобы рассеялся мрак, чтобы люди не калечились духовно! И, читая второй псалом, я говорю: "Да просветит Бог всех правителей, да просветит Он священноначалие и всех отцов Церкви, да приемлют они Дух Святой, чтобы помогать миру." Если Бог одного немножко Просветит, а других сделает восприимчивыми, то знаете, сколько добра может из этого выйти? Правителю стоит только слово сказать и всё меняется. Люди имеют нужду в Божественном Просвещении.

Добрый Бог даёт Свое Божественное Просвещение только тем, у кого есть Благое произволение – добрые намерения. Один судья рассказывал мне о случае, с которым ему самому пришлось столкнуться. Монастырь послал одного монаха с пятьюстами золотыми лирами для покупки земельного участка. Монах обратился к какому-то торговцу, а тот ему и говорит: "Оставь ты их мне, чего тебе их с собой таскать." Монах оставил ему деньги и в добром помысле подумал: "Какой же хороший человек, облегчил мою ношу!" Когда он вернулся, торговец не только не отдал ему пятьсот лир, но еще и говорил, что монах ему должен восемь миллионов! Несчастный монах призадумался: как ему возвращаться в монастырь?! Отдал пятьсот золотых, ничего не купил, и вдобавок с него требовали еще восемь миллионов! Дошло до суда. Судья по вдохновению задал ряд вопросов, и было доказано, что торговец не только ничего не давал монаху в долг, но еще и лиры у него взял. Я различил в этом судье состояние, которое имел пророк Даниил. У него был Страх Божий, и поэтому Бог Просветил его, и его действия были правильными.

Основа всего — это Божественное Просвещение. Если оно придёт, то человек утешает окружающих людей, укрепляет их в вере, и сам развивается духовно. Потому я и говорю, что светильники и люстры — изобретение человеческого разума — вещь хорошая, но несравненно выше их просвещающий человека Божественный свет Благодати Божией. Человек, имеющий Божественное Просвещение, зрит вещи очень чисто, извещается без сомнения и не только не устает сам, но и другим помогает весьма успешно.

Молитва: Просвети очи мои Христе Боже мой, показавший мне Свет Твой прекрасный. Господи, Господи, прибавь мне год к году, чтобы успев во всех своих грехах покаяться, исправил я жизнь свою.

БОЖЕСТВЕННОЕ -- ПРОСВЕЩЕНИЕ ЭТО ВСЁ

Добавить комментарий