НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Один французский писатель в своё время сказал так: «Удивительнее всего то, что практически все родители хорошо понимают необходимость потребности для своих детей — в школе, учителях и знаниях. Родители прилагают большие старания и усилия для того, чтобы их дети получили хорошее образование, создали семьи и устроили свои жизни. Но вот дети вырастают, а жизнь у многих не складывается, и ошибок тяжких много совершают и семейного счастья нет. А главное, из многих детей вырастают непорядочные, эгоистичные люди, которые сами нормально жить не умеют и не хотят, и окружающим людям нормально жить не дают и родителям своим досаждают, живут за счет их, грубят, обижают.

И только в старости такие недальновидные родители НАЧИНАЮТ понимать свою главную ОШИБКУ в Воспитании детей. Да, они вырастили своих детей, кормили, обували, лечили, дали им образование, а вот, о том, чтобы из детей – ЛЮДИ хорошие, добрые и честные ВЫРОСЛИ – НЕ ПОЗАБОТИЛИСЬ. Одни не задумывались об этом, другие на школу понадеялись – вот и упустили своих детей – и потому ВЫРОСЛИ из их детей – НЕВОСПИТАННЫЕ, грубые люди – их ПОЗОР, унижения и огорчение в старости.

За многим следят родители, беспокоятся о здоровье детей, о питании, об одежде, многому полезному и нужному учат своих детей. А вот Главную НАУКУ ЖИЗНИ – Евангелие и Закон Божий – эти так необходимые всем людям — ВЕЛИЧАЙШИЕ Высоконравственные ЗНАНИЯ и Законы о том, какими должны быть люди, как они должны относиться к друг другу и жить между собой, для того, чтобы люди МОГЛИ — СЧАСТЛИВО и Безопасно ЖИТЬ на земле, чтобы не было несчастий в жизни людей – ни родители и ни их дети – НЕ ИЗУЧАЮТ. Мало того, большинство людей и не знают и НЕ ПОНИМАЮТ — исключительной ВАЖНОСТИ Евангелия и Заповедей Божиих. И это печально.

Посмотрите, как родители ЗАБОТЯТСЯ о физическом и умственном РАЗВИТИИ своих детей, и как МАЛО думают и переживают об их Нравственном воспитании. Сколько внимания, тревог и заботы в одном отношении и какое удивительное спокойствие в другом! Родители так внимательно следят за всякой открытой форточкой в детских комнатах, тщательно БЕРЕГУТ детей от малейшей сырости и едва заметного сквозняка; по часам как лекарство дают им пищу и укладывают спать, настораживаются и начинают беспокоиться при чуть слышных в детских хрипоте и кашле, с тревогой следят за малейшим повышением температуры у ребёнка. Начинают дети учиться в школе к их услугам различные учебные пособия, самые современные и эффективные методики обучения, репетиторы, воспитатели. Сами родители строго следят за каждым приготовлением уроков, домашних заданий.

Но в то же время – УДЕЛЯЕТСЯ ли хоть малейшее ВНИМАНИЕ и время родителями и воспитателями – самому ВАЖНОМУ и НЕОБХОДИМОМУ для детей — НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ, чтобы из детей – обязательно ЛЮДИ ХОРОШИЕ и добрые ПОЛУЧИЛИСЬ?

Задумываются ли по настоящему родители над тем, — какими людьми — хорошими или плохими — МОГУТ вырасти их дети? А ведь это самое ВАЖНОЕ – от ПРАВИЛЬНОГО Нравственного воспитания – ЗАВИСИТ будущая жизнь и судьба их детей, их счастье. Если дети вырастают – Невоспитанными, грубыми и эгоистичными людьми – откуда появится счастье в их жизни? И кому такие люди нужны? Все от них отворачиваются и избегают.

Разумеется все родители хотят своим детям добра. Но почему большинство родителей настолько наивны, уверены и СЧИТАЮТ, что хорошими их дети — ВЫРАСТУТ сами по себе?

А потом хватаются за голову и никак — НЕ МОГУТ понять, почему у их взрослых детей жизнь – НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ? Почему их дети — учиться и работать НЕ ХОТЯТ? Почему ЖИТЬ ЧЕСТНО – НЕ ЖЕЛАЮТ — в карты играют, пить начинают, в распутство ударяются и даже попадают в тюрьмы? Неужели непонятна простая истина, что даже в огороде или на даче, если человек что-то посадил, то само по себе ничего НЕ ВЫРАСТЕТ – необходимо ТРУДИТЬСЯ, и поливать и полоть и ухаживать за растениями, и надо ещё и ЗНАТЬ как ПРАВИЛЬНО выращивать урожай.

А вот как ПРАВИЛЬНО — ВОСПИТЫВАТЬ детей, чтобы из них люди добрые и честные выросли – эти ВАЖНЕЙШИЕ ЗНАНИЯ никого из родителей – НЕ ИНТЕРЕСУЮТ и никому – не нужны. Родители и так — всё знают и умеют – только вот на деле, в жизни — их дети по сути растут сами по себе, как придорожная трава, родители только лишь кормят и одевают их, смотрят, чтобы они учили уроки и ходили в школы, а вот за тем, чтобы присмотреть повнимательней для того, чтобы из ребенка человек хороший, воспитанный и честный обязательно вырос – родители этого просто на просто – НЕ ПОНИМАЮТ.

Потому что, многие родители и НЕ ЗНАЮТ и НЕ УМЕЮТ — ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ своих детей – отсюда все проблемы, трудности, отсутствие семейного счастья, одиночество, невезение — у их детей в жизни.

Если ребёнок растёт крепким и здоровым, то родителей больше всего волнует — не Нравственная ПОРЧА души, что ребенок вдруг стал дерзким, непослушным и лживым, а наоборот, родителей беспокоит — замедленное позднее умственное развитие ребенка. Когда в ребёнке с каждым новым килограммом веса — начинают проступать низменные ДУРНЫЕ инстинкты всосанные с молоком матери и впитанные из окружающей его нравственной неблагоприятной среды, когда ребёнок с каждым новым словом — начинает все сильнее и сильнее ПРОЯВЛЯТЬ — ЭГОИЗМ, жадность, лживость, лукавство, лень, грубость и другие ДУРНЫЕ пороки и привычки, то эти первые явные ПРИЗНАКИ Нравственного растления ребенка вызывают ли у родителей хоть малейшее беспокойство или переполох, который обычно вызывают первые симптомы детских болезней: простуды, кори, скарлатины? Прилагаются ли должные срочные усилия — отыскать причины Нравственной Заразы, и СТРЕМЯТСЯ ли родители – немедленно — ИСКОРЕНИТЬ все эти ДУРНЫЕ качества в детях?

Перейдем от детей к юношеству. При многочисленности среди учащейся молодёжи всевозможных обществ, кружков развития научного, художественного, музыкального самообразования, спортивных секций, известны ли нам хотя бы немного кружков эстетического духовного воспитания, которые бы помогали нравственному самовоспитанию молодёжи? К сожалению ничего этого нет. Конечно намного легче развить и укрепить физическое здоровье ребёнка, сделать его сильным, ловким, дать хорошее образование, НЕЖЕЛИ выработать в детях — цельный хороший целеустремленный характер, силу воли, добрые манеры поведения и привычки – а это является главным и самым важным для каждого человека.

Римский мудрец Эпиктет говорит: «Вы окажете величайшую услугу государству, если вместо того, чтобы строить большие высокие здания, вы будете СТАРАТЬСЯ Воспитывать и возвышать души ваших граждан, потому что намного важнее и лучше будет и для государства и для народа, если люди с возвышенной душой, люди ЧЕСТНЫЕ и добрые будут ютиться в маленьких хижинах, нежели люди с низкими, грубыми душами — проживают в роскошных хоромах. От хороших людей – польза и достаток большой будет государству, а все низменные, грубые и лживые люди – ПРИНОСЯТ только большие УБЫТКИ и разорения государству и обществу. Свифт в своей книге о Гулливере даёт совет: «При выборе и назначении людей на высшие государственные должности надо обращать больше внимания на Нравственные качества этих людей, чем на их способности, таланты и профессиональные качества. По его мнению, «Самые высшие умственные дарования и профессиональные качества – НЕ МОГУТ заменить добрые нравственные качества: Честность, ответственность, справедливость и потому очень ОПАСНО назначать на государственные должности — НЕПОРЯДОЧНЫХ, лживых, корыстных, безответственных людей. Так как порядочный человек совершив какую-либо ошибку от незнания причинит намного меньше вреда и убытков, нежели корыстный нечестный человек.

Один НЕЧЕСТНЫЙ человек – может ПОГУБИТЬ целое государство! Жан Жак Руссо добавляет: «Вельможей может быть всякий, но быть порядочным человеком — способен далеко не каждый – не каждому дано».

Чтобы стать хорошим человеком нужна громадная работа над собою, долгая, упорная борьба против грубых, животных, низменных инстинктов, неустанное стремление ко всему доброму и возвышенному. Вот тут-то и кроется Главная ошибка воспитания родителями своих детей. Большинство людей наивно думает, что стоит лишь строго указать детям, что правильно и что не правильно, то дети сразу же начнут поступать и вести себя только правильно. Так не бывает. Люди – НЕ ПОНИМАЮТ того, что нравственная польза при воспитании может быть достигнута не только вразумлением ребенка, но и обязательным воспитанием сердца и воли ребенка.

Если при вразумлении ребенка, объясняя ему, что дескать вот это хорошо, а вот это плохо, — вы постараетесь дать ему обязательно — это почувствовать, если вы даете ребенку собственным добрым примером или примером других людей — ПОЛЮБИТЬ Добродетель и ВОЗНЕНАВИДЕТЬ порок и все ДУРНОЕ, если вы ребенка с детства УЧИТЕ – РАЗЛИЧАТЬ, что есть — ДОБРО, а что есть ЗЛО, если вы усиливаете и развиваете в ребенке Благородные добрые желания и стремления, и стремитесь истребить все низменные дурные черты характера и дурные привычки – то тогда вы действительно ПРАВИЛЬНО воспитываете ребенка, делаете из него — Хорошего человека. Православная вера очень хорошо помогает родителям воспитывать из детей — хороших воспитанных людей.

Но есть и другая ОПАСНАЯ крайность, когда Фанатично религиозные родители — начинают с малых лет загружать и ПЕРЕГРУЖАТЬ своих детей религиозным Воспитанием, а потом и понять не могут – почему их дети вдруг, вырастая – НАЧИНАЮТ резко ОТВЕРГАТЬ всё религиозное, отказываются ходить в церковь и Равнодушны к Богу. Немецкий моралист Гильти говорит: «Нельзя не признать большой педагогической ошибкой старание родителей заполнить головы еще маленьких детей религиозным учением; это столь частое явление объясняется ошибочным пониманием изречением Иисуса Христа. Мы действительно знаем, что Он «Обнимал и благословлял детей», но нигде не видим, чтобы Он — обращался к детям с каким-нибудь требованием, излагал им свое учение.

Надо родителям просто ПОНЯТЬ, что всему – своё ВРЕМЯ и дети – есть дети, потому они в первую очередь, очень НУЖДАЮТСЯ — в Любви и в добрых чувствах и в заботе, но весьма мало в каких-либо — Религиозных учениях.

А детям наоборот, ДАЮТ слишком много религиозного учения, вместо примеров ЛЮБВИ, ДОБРОТЫ и внимания, что гораздо легче. И когда дети вырастают, достигают возраста, в котором бы они могли бы самостоятельно пользоваться религией во благо себе, то вместо этого – дети СТАНОВЯТСЯ Равнодушными ко всему Религиозному, а главное, такие дети — РАВНОДУШНЫ к Богу и к Церкви, что очень опасно. Дети перестают любить и самих таких фанатичных религиозных родителей и виноваты в этом только сами родители. Детей надо в детстве больше любить, больше ласкать, а не читать им заунывным голосом религиозные нравоучения, не заставлять детей простаивать долгие церковные службы и не принуждать детей вычитывать большие, трудные и малопонятные для них молитвенные правила.

Детям нужно лучше всего — просто РАССКАЗЫВАТЬ и читать Детское Евангелие и рассказы о ЖИЗНИ святых, о чудесах, то есть всё то, что детям — и ИНТЕРЕСНО и хорошо понятно. Не нужно заставлять детей — ВЫСТАИВАТЬ долгие службы в церкви – они от этого сильно устают и потому – НЕ ХОТЯТ ходить в церковь.

Лучше возьмите с собой складной стульчик и пусть ребёнок — ПОСИДИТ, отдохнёт, походит тихонечко по Церкви, ПООБЩАЕТСЯ с детьми, которые тоже пришли в церковь. Кстати во многих церквах – на службах много детей и они любят ходить в церковь, они там встречаются, общаются и им ИНТЕРЕСНО, потому и в храм идут с удовольствием и так – ПРИВЫКАЮТ к церковным службам – а это самое ВАЖНОЕ.

Пусть ребёнок выучит несколько коротеньких молитовок и молитву Отче Наш и их и читает, и поступая таким образом можно воспитать в детях — любовь к Богу и к Церкви.

Теперь посмотрите к каким печальным последствиям приводит эта Неправильная постановка религиозного воспитания и Отсутствие правильного нравственного воспитания детей. И в литературе, и в обществе везде говорят об отсутствии высоких интересов и стремлений среди молодёжи, об оскудении идеалов, о полном расслаблении воли, о пассивности и безразличии молодёжи к высшим идеалам; совесть, долг, общее благо забытые слова. Но откуда взяться высоким идеалам, сильным характерам и твердой воле? На поле всходит и растёт только то, что там засеют. Наша молодёжь становится такою, какою её воспитывают семья, школа, общество, Церковь и сама жизнь.

Чтобы наша молодёжь была — ДОБРОЙ, честной, целеустремленной и СТРЕМИЛАСЬ к знаниям, ОБРЕТАЛА веру в Бога, стремилась к чему-то хорошему и серьёзному – сами Родители, учителя и воспитатели – ДОЛЖНЫ стать сначала – ДОБРЫМИ и ЧЕСТНЫМИ и ВЕРУЮЩИМИ людьми и всей своей жизнью, собственным добрым примером поведения и справедливыми поступками и делами – ПОДАВАТЬ ДОБРЫЙ пример детям и молодёжи! Вот только тогда у нас в стране вырастет нормальная, живая, хорошая молодёжь, которой будет всё интересно, которая будет стремиться к высоким идеалам и к добру! А главное, молодые люди обретут веру в Бога и с этой верой – войдут в свою взрослую жизнь и передадут свою веру и знания и добрые навыки — своим будущим детям и внукам! Вот это и будет настоящая добрая эстафета поколений.

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Это будет твёрдой Гарантией — РАЗВИТИЯ и укрепления нашего государства России!

Добавить комментарий