История митрополита Уральского Тихона


Многие помнят митрополита Уральского Тихона. Он был довольно известной и популярной личностью в Москве, жил в Марфо-Мариинской обители, где иногда служил, служил в церкви в Кадашках.

Митрополит Тихон был по образованию врач. По окончанию университета он занял скромное место врача в городе Елатьме, стоящем на реке Волге. Будучи хорошим врачом, а также отзывчивым, доброжелательным и совершенно бескорыстным человеком, будущий митрополит Тихон вскоре заслужил любовь и уважение всех жителей города, так как не разделял ни богатых и ни бедных людей, и не щадил ни своего здоровья, ни сил, чтобы прийти на помощь больным и спасти тех из них, коим угрожала смерть.

Незаметно прошло десять лет. Городской глава, члены городской управы, городской думы и уважаемые жители города, собравшись в зале обсуждали вопрос о том как ознаменовать десятилетнее пребывание уважаемого человека в должности городского врача. Решили сделать по подписи праздничный обед, на котором отметить все заслуги врача и поднести ему подарок. Город Елатьма был патриархальным, все его жители были верующими людьми, посещавшие храмы, которых в городе было много. Верующим был и городской глава, искренно переживавший, что любимый ими городской врач был неверующим.

Произошло это таким образом. В детстве и юности он был верующим человеком, но поступив учиться в университет, соприкасаясь в студенческие годы с материей во всех её видах и проявлениях, при изучении на практике анатомии, при производстве опытов по химии, при изучении биологии и других наук будущий митрополит постепенно утвердился, что материя вечна, что закон сохранения энергии показывает, что она не может исчезнуть, а только видоизменяется, и что материя находится в вечном движении. В дальнейшем он начал отрицать существование Бога, перестал молиться и сняв с себя нательный крестик положил его в дальний ящик письменного стола. В квартире, которую он снимал, хозяйка просила разрешения оставить в одной из комнат большую старинную икону Божьей Матери в серебряном окладе, врач на это согласился, говоря, что икона ему не помешает и совсем не нужна, поэтому пусть остается.

За несколько дней до поздравления врача, городской голова написал письмо отцу Иоанну Кронштадтскому, где рассказал о всеми уважаемом городском враче, выражая скорбь, что тот ни во что не верит, и просил усердно помолиться за врача, чтобы Господь просветил его Светом Разума Своего. В день чествования врача, городской голова получил телеграмму без подписи, из одного слова: «молюсь». Обед прошел хорошо, все поздравляли врача, говорили речи и высказывали наилучшие пожелания. В конце обеда городской глава не вытерпел и сказал, что их радость от того, что город получил такого хорошего врача немного омрачается от того, что врач человек неверующий в Бога, не пристало ему по всем своим поступкам истинному христианину, отрицать существование Бога.

Доктор вначале отшучивался, а потом призадумался. Он понял скорбь этих простых, сердечных, хотя в большинстве своём малообразованных, но глубоко верующих людей, и ему стало больно, что он огорчает их. В своем ответном слове врач поблагодарил всех собравшихся за оказанную ему честь. Человек он был очень умеренный в пище и почти не пил, поэтому несмотря на многие провозглашенные тосты был трезвым.

Вернувшись домой, он долго сидел, задумавшись, вспоминая всё пережитое им за десять лет работы в этом городе. Время приближалось к полуночи. Он разделся, лег в постель и стал размышлять над тем, что для таких простых, искренних, малообразованных, но в тоже время верующих людей, его атеизм может показаться действительно чудовищным и они могут быть оскорблены в своих лучших чувствах. «Но, чем же я виноват, — воскликнул он, — что вера моя утрачена, что я пришел к заключению, что веру и науку согласовать вместе нельзя!» Вот если бы я увидел своими собственными глазами диавола, то убедившись на личном опыте в существовании бесплотных злых духов, то следовательно тогда для меня было бы понятным существование Бога. Как Личности и истинного Духа.

Едва только он проговорил эти слова, как внезапно открывается дверь в его комнату и входит тот, которого он так хотел увидеть, диавол был громадного роста и очень гнусного вида. Подойдя к кровати, на которой лежал врач, сатана сказал: «Вот ты так хотел меня увидеть, я пришёл, давай с тобой поцелуемся». Врач оцепенел от ужаса, ибо в реальности того, что он видел не было никакого сомнения. Он совершенно забыл о силе Крестного Знамения и молитвы, а диавол потянулся к нему. Вдруг врач почувствовал, что его кровать стала подыматься и диавол уже не может дотянуться до него. Тогда сатана проговорил: «Ну ладно, я приведу того, кто выше меня», и с этими словами вышел. Вскоре дверь снова отворяется и вошёл бес такого внушительного роста, что стало ясно, что теперь бес дотянется до врача. Забыв о Крестном Знамении, врач в этот момент вдруг вспомнил, про свой нательный крестик, и сделав прыжок с кровати, он быстро открыл ящик письменного стола и схватил крест, нечистая сила тут же исчезла.

Он пал на колени перед иконой Божьей Матери в какой-то молитве без слов. В этот момент от иконы послышался строгий голос: «Если хочешь спастись, то должен посвятить себя Богу». Этот голос заставил его очнуться и вскочить на ноги. «Что же это такое со мной происходит? Я уже испытываю настоящие галлюцинации, вижу бесов, и тут же слышу еще даже гласы». И это всё переживаю я, имеющий дело с положительной наукой, не допускающей и мысли, что есть духовный мир. Прочь от этого мракобесия».

В этом момент от иконы послышался снова голос: «Я тебя не неволю и не утруждаю, поступай как хочешь. Я только говорю тебе, что если ты хочешь спастись, то должен посвятить себя Богу». Не было теперь у врача никакого сомнения, в том, что все это происходит на самом деле. Всё наносное, весь скептицизм, а затем и полное неверие, как результат рационализма, спали с него, как чешуя. Всю ночь он пробыл в горячей молитве к Богу. На другой день он выехал в Питербург, а оттуда поехал к отцу Иоанну Сергееву в Кронштадт. Долго беседовал отец Иоанн с врачом и принял его исповедь. От него врач вышел просветленным и принял решение посвятить себя Богу. Осенью он поступил в духовною академию, прекрасно её окончил и принял затем пострижение в монахи, постепенно подвигаясь по иерархической лестнице, он еще не в старом возрасте был посвящён во епископы.

Такова история обращения к Богу будущего митрополита Уральского Тихона.

История митрополита Уральского Тихона

Добавить комментарий