РАССУЖДЕНИЕ И СОВЕТ


Некогда собрались старцы к преподобному Антонию Великому и с вечера до самого утра рассуждали о разных духовных предметах, и особенно о том, какая добродетель больше всех, которая могла бы сохранять и беречь людей живущих по Заповедям Божиим, идущих по пути указанном им Господом – от сетей обольщения диавольского и прямым путем вести на верх совершенства. Предлагались разные мнения: одни говорили о важности поста и бдения, другие – о нестяжательности и презрение ко всем вещам, иные – об отшельничестве, или удалению в пустынь, иные – о человеколюбии. Когда все собравшиеся таким образом высказались, стал говорить блаженный Антоний.

«Всё сказанное вами спасительно и необходимо для ищущих Бога и желающих прийти к Нему. Но дать первенство какой-либо из указанных вами добродетелей не позволяют опыты падений преуспевавших в них. Ибо и отличавшиеся строгими постами и бдениями, и пребывавшие неисходно в пустынном уединении, и доходившие до крайней степени нестяжательности, щедрые милостынедавцы всё же попадались в сети врага и падали. И причина этому, думаю, была очень важная – недостаток рассудительности. Ибо только она научает человека идти царским путем, избегая опасных крайностей: в отношении например, поста – она не допускает ни до чрезмерного изнурения тела, ни до поблажек ему. Заставь дурака Богу молиться – он лоб расшибет. Во всем прежде какого дела — должно быть здравое рассуждение.

В Евангелии добродетель рассуждения – называется оком и светильником души: «Светильник телу, — говорит Господь, — есть око. Если будет око разума твоего чисто, всё тело твое светло будет; если око разума твоего будет лукаво, — все тело твое лукаво будет. (Мф. 6, 22-23), то есть если око — разум, помыслы и намерения человека будут простыми, чистыми, честными, добрыми – то и сам человек будет добрым и честным и его дела и поступки тоже будут добрыми. Если око – разум, помыслы и намерения человека будут лживыми, лукавыми, корыстными, гордыми, злыми – то и сам человек будет дурным, нечестивым и такими же будут его дела и поступки. Как свет всё освещает и глаз человека всё видит, так и добродетель рассуждения все помышления и намерения и дела человека внимательно пересматривая и обсуждая – выясняет и определяет, что должно делать и как правильно делать и от чего нужно удерживаться. Когда же у кого не достает такой рассудительности, тогда дела его, его помышления и намерения, не будучи строго и тщательно обсуждаемы – текут как течётся, и тут враг успевает подставить такому человеку кажущееся ему добро вместо истины, и прикрывая им ров или расставленную им ловчую сеть, ввергает этого нерассудительного человека в них и губит его».

Решение святого Антония подтверждается бесчисленными примерами. Вспомним о жалком падении старца Ирона. Он вдался в крайне строгий пост и глубокое уединение и, чтобы как-нибудь не нарушить их, по внушению врага, не стал приходить в обычные собрания пустынников по субботам и воскресениям, где во взаимном собеседовании выяснялись разные пути жизни строгой. Обольстившись этим, будто добрым, — советом врага, он поддался ему в ещё большее прельщение, принял его за Ангела Божия, когда тот явился ему в сем виде, и согласился по его слову прыгнуть в высохший колодезь, сильно расшибся и на третий день умер. Вот еще один пример: два брата, собравшись идти в дальнюю пустыню, решили не принимать никакой иной пищи, кроме той, которую им подаст Сам Господь. Когда долго блуждая по пустыне они изнемогли до такой степени, что уже и двигаться не могли, напали на них мазики – дикий и жестокий народ; но видя их в таком жалком положении, сжалились над ними и предложили им хлеба. Один из братьев одумался и согласился принять хлеб, хоть и от человеков, но как от Господа посланных; подкрепился и остался жив. а другой упорно остался держаться своего нерассудительного решения и скоро умер от голода.

Еще пример: В Месопотамии одного постника и отшельника враг довел до беспрекословной веры своим снам и, представив ему в сновидении два народа: христианский с апостолами и мучениками во мраке, бесславии, в скорби и плаче — и иудейский народ с Моисеем, патриархами и пророками в лучезарном сиянии, в славе и радовании, — и этим самым склонил его перейти в иудейскую веру и принять обрезание.

Довольно сих примеров, чтобы понять, что нерассудительность – есть открытая дверь к падениям и пагубе.

Рассудительность – есть дар Божий, который однако же надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая все свои помыслы и намерения на рассуждение мудрых опытных старцев. Это самая мудрая школа рассудительности, в которой учатся доброму умению рассуждать. ( Иоанн Кассиан Римлянин.)

РАССУЖДЕНИЕ И СОВЕТ

Добавить комментарий